Урок о поэзии

Урок на тему «О поэзии» был проведён 14 декабря 2020 года в Лицее № 3 им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова
(гор. Дзержинский Московской области) в форме литературного вечера под названием «Зимнее настроение», который подвёл итоги по литературному чтению за первое полугодие для учеников шестых классов.

Идею проведения литературных вечеров предложила педагог лицея, Манина Ирина Ивановна. Занятия в такой форме позволяют заинтересовать детей русской литературой.

Часто школьники задают вопросы:
─ Для чего надо учить стихи?
─ Почему их нельзя просто прочитать?
Постараюсь ответить коротко:
─ Мы должны тренировать свои умственные способности также, как в спортивном зале тренируем свое тело.
─ Человек, который знает много стихов производит впечатление умного и эрудированного человека. Он легко участвует в любых беседах.
─ Стихи помогают лучше понимать природу и настроение других людей.

В программе 6-х классов в первом полугодии было знакомство с поэтами 19-го века: Евгений Баратынский, Яков Полонский, Фёдор Тютчев, Афанасий Фет.

Учениками читаются стихи этих поэтов по школьной программе (выборочно).
Дополнительно учениками были прочитаны стихи о зиме, которые они подготовили к этому вечеру:
Е. Баратынский ─
«Где сладкий шёпот моих лесов …»
Я. Полонский ─
«Зимой, в карете», «Зимний путь»
Ф. Тютчев ─
«Зима недаром злится …», «Чародейкою зимою …»
А. Фет ─
«Мама! Глянь-ка из окошка …», «Учись у них – у дуба, у берёзы»

На литературные вечера приглашаются современные поэты и писатели. Они читают свои стихи и рассказы на зимнюю тему.
Польза от таких встреч в том, что дети воспринимают их, как интересное мероприятие, а не просто урок. Они с интересом ждут его и с удовольствием готовятся к выступлению.

Присутствие гостей (художников, поэтов, музыкантов) воспитывает у школьников ответственность за своё выступление, стремление сделать его качественным. Со временем появляется желание учить стихи и выступать.

Вечера проходят по предложенному ниже сценарию.

Учитель –
главный организатор и ведущий этого вечера.

1.      По заданной программе школьники читают стихи.

Каждое стихотворение обсуждается в краткой форме (какое настроение вызвало стихотворение, какие незнакомые слова встретились, даётся объяснение такому слову и т. д.). Стихи сопровождаются показом на экране фотографий, слайдов, рисунков на зимнюю тему.

2.      Знакомство с гостем этого вечера.

3.      Выступление приглашенного писателя, поэта …

На вечере 14.12.2020 читались стихи Натальи Леонтьевой: «Так бывает», «Зимний лес», «Снежная баба», «Зимнее настроение», «Ёлочные игрушки», «Новогодняя ёлка», а также стихи без глаголов «Дорога домой», «Отшельник» (аналогично стихотворению А. Фета «Чудная картина …», о котором желательно сказать как о классическом примере такого стиля).

Презентация, показанная на этом уроке ─

winter-mood-presentation

В заключение ученикам было предложено нарисовать рисунки на зимнюю тему. К лучшим рисункам гостья вечера, Наталья Леонтьева, пообещала написать короткие стихи.